О древних и новейших средствах, способствующих образованию сновидений.
Сон есть необходимое последствие бодрствования; он есть время успокоения, предназначенное для укрепления утомленных внешнею жизнью органов. История показывает нам, что люди издавна старались находить средства, доставляющие приятный тихий сон, потому что чем он спокойнее, тем более восстановляет силы, между тем как беспокойный сон действует не столь укрепительно, и как тело, так и дух в минуту пробуждения чувствуют себя в каком-то тягостном состоянии.
Опыт научает нас, что некоторые вещества, принимаемые внутрь и поглощаемые кожею, доставляют спящему приятные сны, между тем как другие действуют на организм таким образом, что вызывают сны печальные и приводящие в ужас.
Турки и Египтяне жуют или курят опиум и видят восхитительные сны. К сожалению, продолжительное употребление этого средства оказывает впоследствии вредное действие на нервную систему и притупляет чувство. Об AconitumnapesCus (волчий корень, мотик) утверждают, что он возбуждает светлые идеи, развертывает ум и сообщает воображению удивительное парение.
Мускус, бобровая струя, препараты золота, аммиак и его соединения и проч. воспламеняют ум и располагают к веселости. Доктор Грегори испытал на самом себе, что солено-кислый морфин возбуждал радость, а вдыхание недокиси азота развивало восхитительные чувства.
Геродот говорит, что Скифы приходили в восторженное состояние, вдыхая запах, распространяемый брошенным на раскаленные камни мускус.
Шау рассказывает, что некоторые арабские племена курят смесь конопляных листьев и толченых конопляных зерен, чтоб погрузиться в дремоту, сопровождающуюся приятными сновидениями. Запах белены побуждает к ссоре и драке.
ВDictionnairedeMedécineивEncyclopediemethodique множество примеров, доказывающих этот факт. В особенности достоин замечания рассказ о двух супругах, которые с данного времени жили в совершенном согласии. Случилось однажды, что они побранились в той комнате, где работали вместе; да им припадала даже охота подраться. По выходе из комнаты после окончания работы, они со стыдом и замешательством смотрели друг на друга, не зная, что могло быть причиною их гнева. На другой и последующие дни тоже расположение к ссоре; находясь в этой комнате, не могли получаса пробыть без брани и без угроз. Испарения, выходившие из лежавшей возле печной трубы сумки, наполненной семенами белены, были причиною их ежедневных распрей. Когда унесли сумку, между супругами восстановилось прежнее согласие.
Экстракт белены, приложенный к ране, причиняет род бреда, сопровождающегося видениями; капля этого сока, налитая на глаз, производит двойное зрение.
Употреблявшаяся колдунами магическая мазь погружала их в глубокий сон, в продолжении которого они считали себя перенесенными на шабаш или сборное место ведьм и были зрителями самых страшных и сумасбродных сцен. Порта и Кардан представили два рецепта: один имеет основанием паслен SolaninSomnifrum, другой состоит преимущественно из белены и опиума.
Андрей Лагуна, врач Папы Юлия III, употребил найденную им у одного чародея помаду, чтоб натереть ею одну женщину, которая долгое время страдала бессоницею. Чрез несколько часов эта женщина погрузилась в глубокий сон, продолжавшийся тридцать шесть часов, и когда ее разбудили, она жаловалась, зачем так скоро вырвали ее из объятий домового.
Любовные средства, порошки и помады, которые продавались шарлатанами в Греции и в Италии, были составлены из веществ, возбуждавших сладострастные желания.
– Жрецы Митры, Изиды и Цереры, те, которые отправляли служение в знаменитой Пещере Трофония, натирали адептов маслами, имеющими медицинское действие, или заставляли их принимать средства, которые возбуждали воображение и производили действительные видения. Этим средствам придавали они еще более действительности, приготовляли субъектов своих изнурением тела и потом, в особенности же чудесными рассказами, которые сильно поражали их воображение, делали их восприимчивыми к видениям фантазией созданного. Желательно было бы, чтоб открыли такое средство, которое не вредя организму, доставляло бы спокойный сон, и представляло в сновидениях эти светлые образы, столь радующие сердце сладостным очарованием своим. Это было бы истинным благодеянием для многих несчастливцев, которым бедственное положение их представляется даже и во сне; тогда они не только бы забывали на несколько часов о своих страданиях, но им казалось бы, что они прикасаются устами к чаше неизвестных радостей. Таким образом, по крайней мере в сновидениях наслаждались бы они счастливою жизнью; пробудясь – увы! – они возвращались бы к прежним горестям, но зато утешали бы себя надеждой на усладительные сны.
Сокращенное обозрение всего сказанного о снах.
Если читатель пробегал эти страницы со вниманием, то он найдет ближайшую причину сонных грез в сочетании идей и в их более или менее правильной или неправильной от различных степеней возбуждения мозга зависящей последовательности. Сверх того, он заметит, что это возбуждение может быть произведено посредством двоякого рода деятелей:
1) Физических, каковы, например, холод, теплота, испорченный воздух, неправильное положение, давление на отдельные органы, болезненные влияния и т.д.;
2) Моральных, как например: сильные впечатления, которые потрясают нервную систему и в продолжении сна отзываются в мозгу.
Даже кажется, что и мы подчинены довольно постоянным правилам, по которым можно оценивать их. Так, например, чаще снятся отсутствующие, нежели присутствующие, и более вероятные, нежели действительные вещи. Сны вообще образуются из воспоминаний или надежд, а потому предметом их обыкновенно бывает то, что сделано, или то, что намереваются сделать.
Воображение, вспомоществуемое памятью, собирает в кучу действительности минувшего и соединяет с надеждою настоящего неверности будущего. Одному честолюбцу приснилось, что Юпитер свергнул его с небес, как Вулкана. Физиолог, которого он просил объяснить этот сон, отвечал ему: «Вы желаете вступить в союз, который гораздо выше настоящего вашего положения. Ваше намерение не исполнится». Так и случилось. И так можно утвердительно сказать, что если сновидения окружены ложными представлениями, то имеют также истинную сторону, потому что всегда находятся в связи с предметами наших мыслей.
Но, может быть, возразят мне: «Разве не существует снов, столь удивительных и страшных и до такой степени удаленных от всего встречающегося, или могущего нам встретиться, что даже самый проницательный ум напрасно старался бы открыть причину их?»
Конечно, так. Но если мы размыслим об изумительных свойствах мысли, которая, подобно молнии, пробегает неизмеримость времен и пространства, устремляет свое падение превыше небес и погружается в лоно вечности, если мы допустим, что воображение в состоянии производить существа самые химерические, сочетания самые странные, что оно в силах создавать формы самые прихотливые, самые фантастические, то поймем, что не только возможно объяснять в точности феномены снов, но и открывать, в каких точках они соприкасаются и какими кольцами связываются между собою.
Журналист