Социология страданий, или «Большая медицина». Часть 3

Продолжение

Если мы попытаемся классифицировать страдания и бедствия, то, вероятно, самым подходящим может показаться деление их на два больших класса, а именно: на конфликты, происходящие от человеческих учреждений и происходящие от влияния внешней природы, т.е. на естественные и социальные конфликты. К естественным конфликтам можно, например, отнести: болезнь, старость, смерть, голод, землетрясение, уродство, пожары – вообще все несчастья, которых невозможно предвидеть и которые поэтому неизбежны. К социальным же конфликтам можно отнести все, – вызываемые человеческими учреждениями: напр., судебные ошибки, распри, преступления, суеверия, нетерпимость, злоупотребление властью и т.д.

Такое разделение имеет, на первый взгляд, то преимущество, что оно как бы сразу делит все конфликты на излечимые и на неизбежные, или неизлечимые. Однако, более глубокое исследование показало, что такое деление весьма зыбко. Бо́льшая часть естественных конфликтов может быть уничтожена благодаря человеческим учреждениям. Многие бедствия, как, напр., большие эпидемии, голодовки, средневековые пожары, как почти и все страдания, которыми угрожал евреям Иегова во времена Моисея, теперь у культурных народов, благодаря человеческим учреждениям, устранены почти целиком. Понятно, у людей в первобытном состоянии особенно преобладают естественные конфликты, но с ростом культуры конфликты все более и более становятся социальными. Чему виною была раньше природа, то потом стало причиняться недостатками человеческих учреждений. Да, в сущности говоря, вообще, вероятно, не может быть естественных конфликтов, которые каким-нибудь путем и до известной степени не могли бы не быть побеждены социальными учреждениями.

Даже, если некоторые естественные конфликты и останутся в дальнейшем, то все же различие между ними и социальными конфликтами расплывчато (в буквальном смысле этого слова) и поэтому не может считаться практически приемлемым основанием для деления.

Самым целесообразным надо признать чисто эмпирическое деление, независимое от всяких априорных построений. Для этого сначала соединяют родственные явления в виды; затем ближние виды – в роды, ближние роды – в классы и т.д.

Посредством такого приема я пришел к систематике, или делению, которое хочу уже здесь сообщить читателю, чтобы он мог сразу легко и просто сделать обзор важнейших явлений, о которых идет речь в социологическом учении о страданиях. Хотя мое перечисление будет, к сожалению, несколько сухим, но так как оно крайне необходимо и полезно, нам нужно попытаться переименовать и кратко охарактеризовать отдельные группы.

Чума в Лондоне в 1665 году (1810)

Классификация конфликтов

Первой группой мы будем считать болезни. Они, как известно, уже с давних времен подвергались научным исследованиям. И именно старая почтенная медицина может во многих отношениях служить примером для своей младшей сестры – социологии страданий. Но до новейшего времени медицина, как мы уже упоминали, изучала болезни лишь как индивидуальные биологические состояния. Только в последнее время медицина совершила замечательный поворот от индивидуальной к социальной, или социологической. От исключительно «индивидуальных средств» (т.е. лечения уже наступившей болезни) медицина обратилась к «социальному средству», т.е. к профилактике, к предупреждению болезней. Этот благой переход от «индивидуальной к социальной помощи», к общественной борьбе с болезнями – одно из величайших благодеяний человечества, и основатель социологической медицины Петенкофер характеризует этот переход следующим, по истине классическим, образом. Он говорит приблизительно так. Как производство товаров остается несовершенным, пока каждый ведет свое домашнее хозяйство для себя, и высшее развитие достигается лишь тогда, когда люди совместно или взаимно начинают работать друг на друга и экономическое преуспеяние отельного лица начинает зависеть всецело от общего, так и здоровье отдельного человека находится в теснейшей зависимости от состояния здоровья всех остальных людей: общность опасности для здоровья должна встретить общий отпор. Большого прогресса в области гигиены можно достигнуть повышением общего уровня жизни всей совокупности людей, подобно тому, как только этим путем можно добиться большого преуспеяния и в области хозяйства, и в области культуры.

Этими словами весьма отчетливо выражено огромное превосходство социологической, или социальной медицины, над индивидуальной. Если болезнь уже началась – дело пропало; тогда можно применять только чисто «индивидуальные средства»: покой, выжидание течения болезни, лекарства, операцию и т.д.

Если же удается применить социальное средство, профилактику, то не появляется самой болезни. До Петенкофера тиф, напр., лечили чисто индивидуальными мероприятиями; в одном Мюнхене заболевали тогда тысячи и умирали сотни людей, и эта эпидемия ежегодно уносила многие жертвы. Когда Петенкофер взялся за «социальное средство», он вырвал эпидемию с корнем тем, что предложил устроить водоснабжение и канализацию; эпидемия прекратилась, и Мюнхен, прежде пользовавшийся дурной славой, стал здоровым городом. Из этого мы видим, какое исключительное влияние может иметь социологическое отношение к страданию. Будь возможность присоединить к гигиеническим мероприятиям искусственный подбор и улучшить условия жизни рабочего люда, бо́льшая часть болезней не могла бы вовсе возникнуть, их можно было бы постепенно прекратить полностью. Такое же действие могло бы быть оказано и на все человеческие страдания. Почти все человеческие страдания, при борьбе с ними путем социальных средств, исчезли бы так же, как исчезли благодаря медицине эпидемии средневековья.

Таким образом, социальная медицина, как наука, наиболее преуспевшая в борьбе со страданием, может служить образцом для общей социологии страданий. Социология страданий – не что иное, как «высшая медицина», которая хочет распространить метод социальной медицины на все человеческие страдания и бедствия. К «социологической патологии» относится само собой только социальная медицина; мы будем рассматривать болезни лишь постольку, поскольку они проявляются как явления социологические; индивидуальная же медицина, как была, так и останется чисто биологической наукой.

К болезням тесно примыкают страдания того же биологического порядка – нормальные боли онтогенетического развития: роды, менструации, прорезание зубов, старческие страдания и смерть и различные бедствия, вызываемые ими как следствия. Даже смерть и ту если нельзя устранить социальными средствами, то во всяком случае с ней можно этими средствами бороться и отодвинуть надолго. Социальная гигиена дала возможность продлить, в среднем, жизнь человека с 35-летнего до 42-летнего возраста, а в Норвегии даже до 50 лет. Значит, благодаря социологическим средствам уже в одной Германии ежегодно отвоевываются от смерти миллионы лет человеческих жизней.

Похоронные почести Тициану, умершему в Венеции во время чумы в 1576 г. Александр Жан Батист Гессен, 1832 г.

Весьма близка к болезням большая группа атипий, отчасти относящихся еще к медицинской патологии (но не нозологии). Атипы – это люди, уклоняющиеся от нормы, с врожденными и анормальными (атипичными) свойствами. Атипия может быть выражена в телесных свойствах (напр., карликовый рост, ярко выраженное уродство), в характере (напр., моральная неустойчивость, врожденная преступность) или в умственном развитии (напр., идиот, гений). В этих трех областях мы, в свою очередь, различаем атипии трех родов:

I. Гипотипы – лица с уровнем развития ниже среднего, напр., идиоты и дефективные всех родов.

II. Гипертипы – лица с уровнем развития выше среднего (напр., гении и таланты).

III. Паратипы – лица, приближающиеся по своему развитию к норме; напр., загадочные натуры, люди с ненормальными побуждениями и стремлениями, лица, у которых проявляется ненормальное добродушие, вспыльчивость, зависть, злость, склонность к лжи, доходящая до низости, до сатанизма и т.д.

Вероятно, можно удивиться, что мы причисляем к конфликтам и гипертипы. Однако, надо принять во внимание, как часто гениальность является несчастьем для ее обладателя.

Атипии встречаются гораздо чаще и играют бо́льшую роль, чем это обычно себе представляют. В Германии, напр., один душевнобольной* приходится приблизительно на каждые 400 человек. Но так как наряду с ярко выраженной душевной болезнью не мало лиц, психически ненормальных наполовину, на три четверти, не девять десятых, короче говоря, на всевозможные степени, которые лежат между болезнью и нормой, то нужно считать, что число больных подобным образом значительно превышает количество лиц с полным психическим расстройством. И повседневный опыт, действительно, показывает, что число чудаков, упрямцев и т.д. необыкновенно велико. Пожалуй, даже чрезвычайно редки совсем нормальные люди. Паратипия, или ей нечто подобное, бывает и у гения, так что, в строгом смысле слова, атипичность в сущности скорее правило, чем исключение.

* В Пруссии в 1895 г. насчитывалось 82.850 душевнобольных, т.е. 2,6%, из которых 43.411 находились в психиатрических больницах. См., напр., «HandwörterbuchderStaatswissenschaften», 3 изд., 5 том, стр. 711.

К атипиям очень близка следующая группа конфликтов – мильезы; они так близки атипиям, что часто обе группы поддаются отделению только в принципе, в теории, при наличности же специфических случаев на практике, порой бывает трудно сказать, имеешь ли перед собой жертву атипии или мильезы. Мильезой мы называем повреждение человека средой (Milieu), окружающим миром, в то время как атипичность, как уже было замечено, отличается врожденностью и обусловлена особенностями зародышевой плазмы.

Каждому, чтобы развиться в культурного человека, необходимы благоприятные условия: культурное воспитание и жизнь в обществе, которая не ставила бы развитию природных дарований ни непреодолимых, ни слишком ничтожных преград.

С этой точки зрения мильезы – неимоверно распространенное зло. Рабочие и крестьяне большею частью не развиты умственно, а работники умственного труда – физически. Бедные часто страдают из-за лишений и в духовном, и в умственном, и в физическом отношении; богачи же и миллионеры, в свою очередь, вырождаются от безделия и от погони за наслаждениями. Наше «воспитание» настолько еще невысоко, что действительно культурный человек встречается не как правило, а прямо как исключение.

Мильезы можно подразделить на три вида:

1. Компрачикосы.

2. Мильезы, вызванные внезапным изменением среды.

3. Конфликты положения.

1. Компрачикосы – это длительное поражение личности. Они происходят вследствие продолжительного пребывания в неблагоприятной, некультурной среде. Это – такое сильное поражение личности, что постигнутый им, подобно тяжело душевнобольному, лишен всякого «сознания болезни» и считает свое состояние вполне нормальным и правильным (так, напр., женщины в Австралии считают вполне правильным, что самые тяжелые работы должны выполняться ими, но отнюдь не мужчинами; или рабы на Фиджи считают в порядке вещей быть съеденными своими владельцами). Именно поэтому я для таких случаев выбрал резкое название компрачикосы.

В средние века особым образом увечили или уродовали детей, заставляя носить беременных матерей специальные аппараты или производя операции над новорожденными (напр., разрезали рты чуть ли не до самых ушей). Таких детей, описанных, между прочим, Виктором Гюго в его романе «Человек, который смеется» («Lhommequirit»), называли компрачикосы. Их продавали за большие деньги во дворы знатных вельмож для потехи, где наравне и совместно с шутами они служили для забавы, или их показывали на больших ярмарках в балаганах. Большая торговля велась такими компрачикосами. Отсюда мы и будем называть компрачикосами мильезы, вызывающие длительное поражение умственного развития, характера или тела человека.

2. Второй вид мильез – это те, которые вызываются внезапным изменением среды, т.е. случаи, когда человек более или менее неожиданно переносится в чуждую ему ранее среду, к которой он не может приспособиться. Сюда относятся, напр., конфликты выскочек, или, наоборот, лиц опустившихся; или конфликты переселенцев, долго тосковавших по родине, вернувшихся, наконец, домой и там чувствующих себя нехорошо, и т.д.

3. Говоря о мильезах, вызванных внезапным изменением среды, мы подошли к третьему виду мильез, а именно к большой и разнообразной области конфликтов положения. Ситуационные конфликты – это просто острые случаи мильез. Такие мильезы, совершающиеся с мгновенной быстротой, могут иметь ужасные последствия. Они действуют на человека как яды, влияющие моментально, или отравляющие длительно, в роде белладонны, стрихнина, отравления свинцом или мышьяком. Рассказывают, например, о матросах, которые были обречены на голодную смерть и сделались людоедами, стали поедать друг друга во время плавания на заброшенном корабле; или об арестованных английских офицерах, у которых в тюрьме была одна-единственная отдушина, так что они топтали друг друга ногами, чтобы пробраться к отверстию и не задохнуться. Ситуация может сделать из честного человека преступника, если он, напр., невинно осужден. Осложнение обстоятельств может самого спокойного человека довести до бешенства или неистовства; человек может пойти на конфликт с своей собственной совестью и выйти совершенно разбитым. «Всякая добродетель безупречна до первого испытания», и если испытание слишком тяжело, то перед ним не устоит никто.  Здесь играет громадную роль, как говорит Фишер, «коварство объекта», т.е. случай. Он слишком часто решает, как сложится наша жизнь: будем ли мы богаты или нищи, уважаемы или презираемы, с запятнанной совестью и т.п. Но одной из важнейших задач нашего культурного развития как раз и должно быть недопущение нелепой тирании случая.

Атипии и мильезы, в широком смысле слова, являются вместе с тем и самыми общими видами конфликтов, так как в основе каждого конфликта индивидуума лежит либо внутренняя, либо внешняя причина.

Так что все обычные болезни вызваны либо атипиями, либо влиянием среды, так же, как и конфликты из тех областей, с которыми мы познакомимся впоследствии специально.

До сих пор мы рассматривали человека просто как живое существо вообще. Все вышеупомянутые конфликты были интраперсональные, т.е. разыгрывавшиеся внутри отдельного индивидуумаи причинявшие ему, как чувствующему и страдающему существу, более или менее продолжительный вред, вроде острого или хронического отравления.

Мы можем поэтому все до сих пор перечисленные конфликты объединить в класс онтономических конфликтов.

Но человек вообще не только живое существо, а еще и половое существо, зависящее в своих сильных потребностях от существа другого пола. Кроме того, он связан естественными узами, существующими между родителями и детьми.

(Генеономические конфликты). Так, мы вступаем в новую область, область сексуальных и семейных конфликтов, образующих новый класс – сексуозов и фамилиозов.

Этот класс конфликтов в последнее время особенно сильно занимает человеческий ум. Из многих тысяч произведений художественной литературы (романов, новелл, драм и т.д.) можно встретить очень немногие, в которых половой или семейный конфликт не стоял бы на первом плане и не занимал бы главной роли. Именно в этой области необычайно большой материал дает для науки искусство.

Как уже было упомянуто, мы делим весь класс конфликтов сохранения рода, или генеономических, на два больших разряда:

1. Сексуальные конфликты.

2. Семейные конфликты.

Сексуальные конфликты касаются половых отношений, т.е. отношений между мужчиной и женщиной, а семейные – отношений поколений, т.е. отношений между родителями и детьми.

Сексуальные конфликты мы делим на следующие группы:

1. Любовь беспредметную (GegenstandloseLiebe).

2. Любовь безответную.

3. Недостаточную любовь.

4. Неудачную любовь (VerfehlteLiebe).

5. Любовь вредную (SchädigendeLiebe –катасексуозы).

6. Нарушенную любовь (напр., третьим лицом, т.н. терцконфликты).

7. Обманутую любовь и измену.

8. Проституирующую любовь.

9. Вдовство и развод (напр., конфликт вдовы, разведенной жены и т.д.).

Семейные конфликты можно делить на четыре группы, сообразно с тем, откуда исходит вредное влияние:

1. От родителей на детей.

2. От детей на родителей.

3. Между братьями и сестрами.

4. Между разными семьями.

К первой группе относятся:

a) Конфликты дисгении (дурная наследственность).

b)Конфликты воспитания (напр., злоупотребление родительской властью).

c)Конфликты из-за наследства.

d)Конфликты из-за выбора профессии.

e)Конфликты, вызванные бедностью и болезнью, преждевременной смертью родителей, вследствие рождения вне брака, вследствие дурной наследственности родителей (как алкоголизм, преступность и т.д.).

(Демономические конфликты). Мы сперва рассматривали человека просто как живое существо, затем как половое существо. Теперь мы подходим к новому классу конфликтов, рассматривающих страдания и бедствия человека – как социального существа. Человек ведь это – не одиноко блуждающий хищный зверь, а существо социальное, мыслимое только в обществе (демос). Мы будем называть поэтому такие конфликты демономическими или демонозами.

Демономические конфликты, в свою очередь, можно подразделить на четыре группы:

1. Интерперсональные конфликты, т.е. случаи, когда два человека, преследуемые судьбою, приходят в столкновение друг с другом, начинают ссориться и враждовать – это интерперсональные эхтрозы.

2. Случаи, когда личность сталкивается с обществом – индивидуум с государством.

3. Групповые эхтрозы, классовая вражда.

4. Стадные нелепые влияния толпы, гнетущие, в большей или меньшей степени, каждого своими, большею частью устаревшими, нравами и обычаями.

К группе интерперсональных конфликтов относятся:

a) Конфликты общественные, вражда, вырастающая при потребности общения (эхтрозы общения).

b) Конфликты конкуренции, конфликты сотрудников, добивающихся одной и той же цели.

c) Конфликты, вызванные разделением труда, к видам которого относятся и конфликты, связанные с профессией: напр., между издателями и авторами, продавцами и покупателями; в связи с занятием профессией, не пользующейся уважением. Конфликтыкооперации между соучастниками, сотрудниками. Конфликты субординации между начальством и подчиненными (напр., отношения найма и т.д.).

Ко второй группе конфликтов – между индивидуумом и целым – мы относим злоупотребления государственной властью, судебные ошибки, злоупотребления по должности и т.д.; затем преступления, независимо от того, вызваны ли гипотипиями (врожденные преступники), мильезами (преступники обычного типа) или исключительностью положения (ситуационные преступники).

К интранациональным групповым эхтрозам мы относим вражду между богатыми и бедными (черной и белой костью), между эксплуататорами и эксплуатируемыми, господами и подчиненными, между образованными и необразованными, между сословиями, между отдельными профессиями, поскольку эта вражда ведется организациями; затем, сюда относятся конфликты, вызванные социальным развитием, напр., ведущаяся с давних пор борьба между консерваторами и прогрессистами, столкновения старого и нового течений и т.д.

К стадным влияниям толпы (поскольку они нелепы и бесполезны) мы причисляем все старые обычаи и нравы, не соответствующие духу времени, всякие пережитки прошлого, всякие психические эпидемии, стесняющие и угнетающие свободу развития. Таково, напр., давление моды, влияние обычаев, потерявших всякий смысл, нелепых условностей (usustyrannus), религиозные пережитки, всякие церемонии, суеверия и т.д. Одним словом, все то, что продолжает жить по закону инерции и к чему применимы слова Шекспира:

«…Такой обычай.

Но если бы обычаю во всем

Повиновались мы, никто не смел бы

Пыль старины сметать, а правде век

Сидеть бы за горами заблуждений».

Кориолан – Шекспира

Сюда же относятся психические эпидемии, как, напр., беснование ведьм в средние века, маммонизм в наше время и т.д.

Следующий класс – конфликты интернациональные, борьба между народами: война, конкуренция, завоевание, угнетение, рабство, расовая вражда, таможенные преграды и т.д.

Все прежние конфликты относились исключительно к людям. Последний класс заключает в себе все конфликты, касающиеся отношений человека к животным, нашим ближайшим родственникам, о которых, как о существах, воспринимающих также и радость, и боль, нельзя забывать в учении о страданиях (конфликты, вызванные животными).

Мученики и заступники от чумных эпидемий св. Себастьян и св. Рок.
Надписи: «Да не постигнет нас моровая язва» (Исход 5:3);
«Св. Себастьян и св. Рок –высшие заступники от чумы».
Цветная гравюра JosephErasmusBelling.

Сводя воедино все сказанное, мы получим следующий систематический обзор страданий и бедствий:

А. Первый класс: Онтономические конфликты.

I. Болезни.

II.Атипии (9 разрядов – видов).

Таблицаиз книги немецкого социолога, доктора
Франца Карла Мюллер-Лиера «Социология страданий» (1925)

III.Мильезы (конфликты, вызванные средой).

1. Компрачикосы – длительные поражения.

2. Ситуационные конфликты – острые мильезы.

3. Конфликты, вызванные внезапным изменением среды.

В. Второй класс: Генеономические конфликты.

IV. Сексуальные конфликты (сексуозы).

V. Семейные конфликты.

1. Вызванные влиянием родителей на детей:

a)преждевременной смертью родителей, дисгением, внебрачным рождением;

b)дурными наклонностями родителей (алкоголизм, преступность), злоупотреблением родительской властью;

c)конфликты воспитания;

d)конфликты, связанные с выбором профессии;

e)конфликты из-за наследства;

f)конфликты между старым и новым поколениями.

2. Вредные влияния родителей на детей.

3. Конфликты между братьями и сестрами.

4. Конфликты между семьями.

5. Конфликты семьи с окружающими.

C.Третий класс: Демономические конфликты.

VI. Интерперсональные эхтрозы.

1. Общежительные эхтрозы.

2. Эхтрозы из-за конкуренции.

3. Профессиональные конфликты.

VII. Конфликты между личностью и государством.

1. Злоупотребление властью.

2. Преступления.

VIII. Классовые эхтрозы. Групповые эхтрозы.

IX. Стадное влияние толпы:

1. В нравственном отношении.

2. В религиозном.

3. В бытовом.

4. Психические эпидемии.

X. Международные эхтрозы.

XI. Конфликты, вызванные животными.

К такой классификации я пришел, как это мною уже упоминалось, чисто эмпирически, комбинируя, собранные мною в течение многих лет, несколько сот конфликтов и сводя их по возможности в естественные группы, по родам, видам и классам.

Само собой понятно, что я далек от мысли считать свою классификацию совершенной и установленной раз навсегда. Наоборот, это – только первое приближение, и я надеюсь, что последующая разработка сильно усовершенствует систематику страданий и бедствий. Во всяком случае, данная система мне кажется годной лишь постольку, поскольку она дает возможность сразу, без долгих колебаний и размышлений, отнести всякий новый конфликт, на который мы наталкиваемся, в соответствующую группу, а также потому, что всякий может легко отыскать в этой системе интересующий его конфликт, в роде любого растения в определителе по ботанике.

Кроме того, в этой системе представлены аналитически элементы или основные формы, из которых составляются все конфликты. В действительности конфликты редко встречаются в одиночку, как и химические элементы, напр., они большею частью соединяются и связываются друг с другом в целый конгломерат, в котором отдельные первичные конфликты находятся по отношению друг к другу в определенной связи (или сродстве) и особенно, конечно, в причинной связи. Благодаря нашей классификации, можно анализировать самый сложный конфликт, включающий множество основных элементов (родовых типов), подобно тому, как в химии из элементов, которых насчитывается около 70-ти, можно составить любое соединение, или подобно тому, как всякое слово в языке можно составить из определенного числа букв алфавита. В сущности, в социологической патологии дело идет приблизительно о 10-ти элементах, или основных видах, из соединения и сплетения которых и слагается все зло и страдание человеческой жизни. Наше подразделение дает возможность гораздо глубже проанализировать данный конфликт, нежели это возможно при одном лишь расплывчатом, синтетическом впечатлении.

Социологическое выполнение

Вот, следовательно, те рамки, которых мы должны держаться при изложении социологической патологии. При этом нам придется заняться следующим.

Сначала мы должны будем привести и кратко охарактеризовать типичные, специфические случаи каждого рода страданий и бедствий. Под типичным, специфическим случаем мы подразумеваем такие явления, которые встречаются особенно часто, – случаи шаблонные.

Затем нам нужно будет кратко описать наиболее часто повторяющиеся формы различных проявлений того или иного случая, и для каждой формы привести конкретные примеры. Для этого, между прочим, нам будет особенно полезна художественная литература, изображающая бесчисленное множество всяких конфликтов.

Научное описание может быть сделано в немногих словах, часто одним предложением. Но такое описание относится к действительному конфликту приблизительно так, как краткая зоологическая характеристика какого-нибудь вида к живому конкретному зверю в действительности. Что представляют собой для биологии зоологические и ботанические сады, то для социологической патологии дают нам произведения художественной литературы, изображающие не абстрактный, а конкретный случай, при том в столь живой и трогательной для человеческой души форме, с какой не сравняется никакое сухое научное изложение. Следует поэтому возможно полнее отметить те художественные произведения, которые относятся к данному конфликту. Впрочем, ниже, в особой главе, мы еще вернемся к этим чрезвычайно важным взаимоотношениям между литературой и социологической патологией.

Далее нам нужно будет обратить внимание на зависимость между отдельными страданиями и бедствиями. «Беда редко приходит одна», говорит немецкая пословица; чаще всего одно бедствие влечет за собой другое, или даже целый ряд других бед. Из этого следуют вполне определенные и ясные выводы. Следствием плохого воспитания, напр., является преступная деятельность, или компрачикоса. Нищета связана преимущественно с болезнью, и наоборот, паратипия влечет за собой бесконечную цепь бедствий и т.д.

Некоторые из этих последствий состоят в том, что основной конфликт так связан с другими, что происходит «обострение», не находящееся ни в какой зависимости от отдельных конфликтов, из которых сложился данный случай. Напр., обнаруженное старое преступление может повести к самому резкому конфликту неожиданной перемены среды. При всех описаниях различного рода конфликтов желательно приводить, по возможности, статистические данные.

Когда таким образом будет дано достаточно исчерпывающее описание, нашей ближайшей задачей должно быть объяснение. Надо попытаться выяснить причины, лежащие в основе каждого бедствия, условия, которые их порождают, – их этиологию.

К этиологии должна быть присоединена терапия: мероприятия заблаговременного предотвращения бедствий, или борьба с ними, в случае если они возникли.

Так как бедствия, как это мы увидим, тоже – явления социальные, то мы в этом отношении можем ждать от социологии чрезвычайно важных объяснений. Именно здесь нам также может оказать большую услугу «метод фаз и линий направления развития», открытый как специально для применения в области социологии зла и страданий.

Так как, если мы хотим побороть бедствия социальными мероприятиями, а не «индивидуальными средствами», побороть полностью мерами профилактики самые причины бедствий, а не применять от случая к случаю паллиативы, то нам необходимо изучить законы социологического развития, и мы предварительно должны выяснить линии направления – «линии наименьшего сопротивления». Только исходя из такой социологической точки зрения, можно целесообразно воздействовать на фатальные силы культурного развития, подобно тому как естественным наукам удалось подчинить силы природы, лишь только тогда, когда было установлено действие естественных законов. Если в досоциологическое время люди пытались вести борьбу с бедствиями – поскольку тогда вообще могла идти речь о социальных мероприятиях – утопически, и каждый новатор культуры отстаивал свои излюбленные идеи, и мнения очень редко расходились, то знание социологических законов направления развития может дать научные средства, которые, действительно, дадут возможность достигнуть желанной цели. Ниже мы детально остановимся на этом вопросе; однако уже и теперь мы можем отметить, что и развитие зла следует определенной закономерности. Это же указывает нам история. Многие страдания и бедствия прежнего времени – при том самые мучительные – с ростом культуры почти совершенно исчезли. Они, так сказать, выражаясь естественно-историческим языком, выродились, вымерли, стали «ископаемыми». Такими вымершими конфликтами можно считать, напр., сильно свирепствовавшие в средние века: голодовки, пожары, пытки, сжигания еретиков и т.д. Точно так же, напр., как совсем, или почти совсем, искоренено множество таких болезней, как голодный тиф, бубонная чума или так называемый Антонов огонь – болезнь, состоящая в крайне болезненном омертвении или обугливании кончиков пальцев, вызываемая тогда одной лишь спорыньей ржи и т.д.

Итак, для каждого рода конфликтов следует:

1. Дать краткую, общую характеристику конфликта.

2. Привести типичные специфические случаи.

3. Выяснить всевозможные комбинации, осложнения, последствия и «обострения», или, короче говоря, закономерную связь с другими конфликтами.

4. Выяснить различные виды избавления от конфликта.

5. Привести статистические материалы.

6. Дать материалы из области литературы, т.е. изображения конфликта в поэзии, а также и в других видах искусства.

7. Исследовать социологические причины.

8. Указать «социальные средства», вытекающие из познания законов, направляющих социологическое развитие.Продолжение следует…