Старшейшие госпитали Запада находятся в Италии. В Риме первая больница была основана в 400 году набожной женщиной Фабиолой. В два следующие столетия в Риме и многих городах Италии, несколько позже в Англии и Германии, последовало открытие еще значительного числа других госпиталей. Особую заботливость посвящал этому делу Карл Великий; но самое большое влияние оказали крестовые походы, во время которых во многих местах Востока и Запада появились учреждения для ухода за всякого рода нуждающимися в помощи и многочисленные рыцарские и гражданские братства для попечения о больных. Важнейшие из первых суть ордена иоаннитов, тевтонских рыцарей илазаристов.
В Иерусалиме ко времени Карла Великого находились уже приют и больница. В XI веке они были разрушены турками, но вскоре затем были восстановлены амальфским купечеством и переданы бенедиктинским монахам. Когда в 1110 году число лиц, работавших в этих учреждениях, значительно возросло вследствие поступления молодой знати из крестоносного войска, Герард Том, тогдашний «ректор» госпиталя, основал во имя Иоанна Крестителя братство, утвержденное в 1113 году папой. Вследствие доставляемых со всех сторон подарков и завещания имуществ – орден в короткое время так разбогател, что был в состоянии расширить свою деятельность (ограничившуюся до тех пор владениями христиан на востоке) учреждением больниц и проч. в важнейших приморских портах Италии, Испании и Франции. В 1118 году гроссмейстер RaimonddePuy (dePodio) к тогдашним духовным обязанностям рыцарей ордена: нищенству, целомудрию и послушанию – прибавил борьбу с неверными. Это был первый шаг к возвеличению светского могущества ордена, но вместе с тем и к его погибели. В начале XII века госпиталь ордена в Иерусалиме в состоянии был вместить 2000 больных, за которыми ухаживали пять врачей и три хирурга. – В 1236 году во всех христианских странах находилось уже 4000 домов ордена иоаннитов; но первоначальная задача ордена отступала все более и более на задний план. Уход за бедными и больными очень скоро стал тяжелою обязанностью одних только служащих братьев, между тем как рыцари утопали в роскоши и сладострастии. Со времени изгнания ордена из Иерусалима (1187) и из Св. Земли (1292) и поселения его на острове Кипре, затем Родосе (1309) история иоаннитов сообщает только одни военные подвиги, пока, наконец, и последние не прекратились. В 1798 году Наполеон овладел последней резиденцией ордена, островом Мальтой. Последний гроссмейстер, подобно первому – немец, Фердинанд фон-Гомпеш умер в неизвестности и забвении.
Больше остальных немецких рыцарски союзов (Comthureien) «наместничество» («Heermeisterthum»)Бранденбурга продолжало сохранять, рядом с рыцарскими обязанностями, также попечение о больных. В 1811 году оно, правда, было уничтожено, но возобновлено и превращено уже в следующем году королем Фридрихом ВильгемомIII в орден прусских иоаннитов, и в 1852 году «BalleiBrandenburg» восстановлено было по образцу старого устройства. Что затем орден совершил для облегчения человеческих страданий в течение трех славных войн, – всем известно. – О той скромной деятельности, которой посвящали себя сестры ордена Св. Земли и впоследствии на западе, мало говорилось. Руководимые ими учреждения очень скоро превратились в роскошные дома призрения.
Более молодой орден немецких рыцарей возник в 1128 году из странноприемного дома и часовня во имя Божией Матери, устроенных в Иерусалиме одним немцем с женой для бедных соотечественников. Мало-по-малу эти учреждения расширились в госпиталь и иерусалимское «Братство Св. Девы», поставившее также в число своих задач борьбу с неверными. В 1142 году госпиталь был передан в заведывание иоаннитам, и, начиная с этого времени, история военных подвигов «Мариинского братства» на востоке сливается с историей иоаннитов. И немецкий госпиталь в 1219 году навсегда прекратил свое существование.
Второй и более оживленный период в истории немецкого ордена начинается осадой Акконы, при которой граждане Любекка и Бремена из мачт и парусов корабля построили «госпиталь». В следующем году герцог Фридрих Швабский преобразовал орден «немецких рыцарей» по образцу храмовников и иоаннитов. Орден, после завоевания Аккона(12 июля 1191 года), основал в городе госпиталь и церковь. После потери Св. Земли орден приобрел новую родину в Германии, куда его призвал герцог Конрад Мазовийский для борьбы с язычниками – литовцами и пруссами. Характеристика того, что орден сделал для распространения христианства, нравственности и процветания остзейских стран, колыбели Пруссии, – не входить в нашу задачу. Обязанности милосердия не сохранились так свято ни одним орденом, как немецким. Связанные с многочисленными домами и обществами ордена госпитали, из которых самые значительные находились в Мариенбурге и Эльбинге, и в которых работали многие сестры ордена, находились под ведением «Oberst—Spittler’a». Начиная с XV века, могущество и богатство сделались источником погибели и тевтонского ордена. С потерей Лифляндии(1561) он влачил лишь жалкое существование. В 1809 годуНаполеон лишил его владений, находившихся в области Рейнского союза; в Австрии, где орден до сих пор существует, эти владения в 1834 году признаны были императорскими ленами.
Орден рыцарей Лазаря, основанный в Палестине, может быть, еще в XI веке, поставил своей задачей рядом с борьбой с неверными и уход за прокаженными. Даже страдавшие этой болезнью могли вступать в число членов ордена; мало того, до 1253 г., в котором все прокаженные рыцари убиты были турками, только лепрозный выбирался гроссмейстером. Лазаристы также после потери Св. Земли получали разные милости от пап и князей. В 1572 году итальянская ветвь этого ордена была соединена герцогомЭммануилом Филибергом Савойским с орденом Маврикия, и все ее владения пошли в устройство госпиталей; французская ветвь слилась в 1607 году с кармелитами.
Гораздо скуднее сведения наши о также многочисленных братствах, ограничивавшихся попечением о больных. К старейшим и известнейшим принадлежит основанныйГи де Монпелье «орден Св. Духа», получивший свое название от поступившего в его владение госпиталя SanSpirito в Риме. Он распространился в XIIIиXIV веках по большей части Европы, но с течением времени до такой степени переродился, что от его первоначальной задачи мало чего осталось. Остатки от учреждений этого ордена находятся еще доныне во многих местах.
Вернее всего исполнили свой обет духовные общества сестер, существующие отчасти и теперь, посвятившие себя попечению о больных; главным же образом основанный Св. Елизаветой Тюрингенскойорден елизаветинок. Из светских женских обществ сюда особенно принадлежит основанный LambertdeBegue, люттихским священником, в 1-й половине XIII века, полусветский, полудуховныйорден бегинянок. Распространившись быстро по Нидерландам, Франции, Германии и Швейцарии, он, однако, скоро во многих местах совсем переродился. В Германии бегинянки исчезли со времени реформации; в Нидерландах до сих пор встречаются значительные «дома бегинянок». Подражанием бегинянкам явились вышедшие также из Нидерландов и очень рано исчезнувшие братства бегардов, лоллардов* и т.д. Далее, сюда же принадлежат встречающиеся в большом числе в северной Германии, календы или гостеприимные братства**, которые для спасения своей души творили молитвы и совершали добрые дела.
* Kalande, Kalandsbruder – первоначально целью своей имели заботу о погребении умерших. Эти братства, основанные в XIII веке, собирались 1-го числа каждого месяца, откуда произошло и название их (Calendae).
Elendsgilden – переведено словом гостеприимные братства Elendhausen, Elendherbergen – назыв. у древних германцев дома для приема чужеземцев; elend – древненемецкое слово – равнозначное нынешнему freund. Значение древнесаксонского Gilde – общеизвестно.
** Нищенствующий «орден» бегардов не пользовался уважением и Beghard– стало чуть не бранным словом: святоша, ханжа. Lollharden– от lollen=петь тихо – появились в Антверпене (1300), во время моровой язвы. Они иначе назывались «алексеевцами» – в честь своего патрона, Св. Алексея.
Новый дух, наполнивший, начиная с XVI века, христианскую церковь, обнаружился прежде всего в католических странах целым рядом учреждений – которые по чистоте своих целей и рвению, с каким они стремились к последним, оставили в тени все прежнее в этом роде. Благотворнее всего действовал, основанный в 1534 году св. JuandeDios [Иоанном Божиим] орден братьев милосердия, распространенный теперь по всей земле. Рядом с ним стоит учрежденный в 1627 годусв. VincentvonPaula и госпожой Legras в Париже, орден сестер милосердия и отделившаяся от последнего ветвь сестер св. Карла Борромейского. – В протестантской церкви союз женщин, ухаживающих за больными, появился лишь в новейшее время: союз сестер диаконисс, основанный по побуждению Штейна госпожой Амалией Зивекинг в Гамбурге, ныне распространенный во всех странах, населенных протестантами.
Источник: Гезеръ Г. «Основы истории медицины» (1890).
Журналист