Литература, живопись, музыка — зеркало того, чем живет человек в ту или иную эпоху: отражение технических достижений, великих научных открытий и, в то же время, исторические свидетельства поражений и неудачных попыток что-либо достичь. С другой стороны, они могут выступать и в качестве предвестников будущих событий и грандиозных свершений.
Так, одним из известных сюжетов в изобразительном искусстве нидерландских художников XV–XVII веков является публичная операция удаления так называемого «камня глупости» или «камня безумия». В голландском языке даже осталось выражение «камень в голове», что означает «быть глупым». Средневековые художники использовали «камень глупости» в своих сюжетах, изображая его либо в районе лба, либо за ухом.
К сумасшествию как к заболеванию в разные исторические периоды относились по-разному, следовательно, и способы лечения на протяжении истории пестрят разнообразием. Некоторые из них сегодня вызывают улыбку, но большинство всё же вселяют ужас и пугают своей жестокостью.
Испокон веков сумасшествие считалось происками демонов, злых богов, дьявола, высшим наказанием, то есть болезнью не физической, а мистической. Некоторые разновидности сумасшествия вообще считались благом, поскольку безумец обретал необыкновенные способности, например, видеть будущее. В те времена таких больных не лечили, разве что молитвами.
Первые учреждения для содержания сумасшедших появились ещё в XV веке, но они больше напоминали тюрьмы. Под стать и используемые методы — скорее пытки. Например, так называемая методика«водяного шока». Её предложил фламандский врач Ян Баптиста ван Гельмонт в начале XVII века. Этот метод родился так: однажды ван Гельмонт стал свидетелем того, как пациент чуть не утонул во время мытья. И после такого случая пациент стал почти нормальным. Врач предположил, что шок и страх смерти могут положительно повлиять на травмированный рассудок. За прототип аппарата для водяного шока он выбрал средневековое пыточное колесо. Пациента привязывали к колесу, а затем опускали в воду и доводили почти до захлёбывания, но не до потери сознания.
В качестве способа излечения больных от безумия также использовался такой хирургический метод как трепанация. Считалось, что через дыру в голове человека покидали злые духи. Исход этого метода лечения был крайне печальным: в подавляющем большинстве пациенты просто умирали.
Данные предпосылки и вера людей, что причиной человеческой глупости или слабоумия являются камни в голове, породили шарлатанов. То есть люди в средние века понимали причину в виде камней не аллегорически, а в буквальном смысле. Просвещённые шарлатаны использовали невежество, при том выдавая себя за докторов и устраивая целые представления по извлечению камней из голов людей, что и нашло свое отражение в картинах и гравюрах художников тех времен.
Причудливые образы эскулапов привлекли внимание французского невролога Генри Мейджа, который в конце XIX века собрал их в своей работе Les arracheurs de «pierres de tête» 1897 года. Мейдж назвал «головной камень»»pierre de tete». В сочинении об этой любопытной операции он определил процедуру следующим образом:
«Фиктивная операция, направленная на освобождение пациентов от камня, который, по их мнению — или им сказали, — заперт в черепе и с которым связаны их недуги. За небольшим надрезом на коже последовал манёвр руками, благодаря которому хирург бросил пациенту камень, который он носил спрятанным в одной из рук и который, как он утверждал, был извлечен из его головы. Как только комедия была разыграна, доверчивый человек, которого прооперировали, если не вылечился, то остался довольным».
WilliamSchupbach в работе «Anewlookat Thecureoffolly» (1978 г.), опубликованной Кембриджским университетом, писал следующее:
«Персидский врач Разес (ок. 854–925 или 935 г.) разоблачал некоторых шарлатанов своего времени, которые якобы лечили эпилепсию, делая надрезы в голове пациента и извлекая из него предмет, который на самом деле они уже держали в ладони. Не зная о заявлении Разеса, Мейдж предположил, что этот трюк с «прятаньем в рукаве» был той самой сценой — «pierre de tête», изображенной на картинах Брейгеля, Яна Стэна и других художников, созданных более пятисот лет спустя. В современной нидерландской литературе существует множество фрагментов, в которых выражается мысль о том, что психическое заболевание вызывает патологический камень в голове, и именно эту веру шарлатаны использовали в своих ложных операциях.
Мейдж мог бы указать, что данное убеждение не являлось беспочвенным суеверием, поскольку могло быть подтверждено надежными отчетами посмертных вскрытий, на которых видные врачи находили камешки в головном мозге людей, страдающих мигренью и подобными расстройствами. Операция pierre de tête, хотя и была мошенничеством, не всегда приносила вред, как бы парадоксально это ни звучало. Мейдж обнаружил, исходя из собственной практики, что страдающие мигренью или лицевой невралгией, желали причинить себе такую боль, которая бы отвлекла их от более серьезных проблем — боли, вызывающей болезнью; таков и современный принцип противодействия раздражению. Такие люди с радостью бы согласились на операцию pierre de tête, как и те, кто страдал иллюзией, что у них внутри черепа есть инородное тело, такое как камень или оса. Такие заблуждения хорошо известны психиатрам.
Шарлатан, притворившийся, что извлекает pierre de tête, использовал классическую психиатрическую стратегию, подыгрывая бреду пациента и доводя его до точки, в которой он терял свою состоятельность или смысл существования. Мы знаем, что столь же изощренная тактика использовалась в подобных случаях не только шарлатанами, но и самыми честными врачами, как, например, Николаас Тулп применил в лечении меланхолического бреда одного знаменитого художника».
Сцена, получившая название «Операция глупости» или «Извлечение камня глупости», воплощена многими художниками. Наиболее известная картина принадлежит перу величайшего нидерландского мастера Иеронима Босха. Именно он один из первыхвоплотил эту идею на холсте. Датировка картины разнится в зависимости от источника. Более важен смысл, что хотел показать автор произведения, используя символику того времени.
Исследователи по-разному трактуют отдельные элементы картины Босха. На общем плане мы видим четыре фигуры: «мнимый доктор», пациент, монах и монахиня. Так называемый целитель извлекает из головы пациента тюльпан, еще один цветок лежит рядом на столе. Существует несколько гипотез относительно того, почему на картине Босха «доктор» извлекает из головы пациента не камень, а цветок: согласно первой, названия тюльпанов и гвоздик на нидерландском языке связаны с глупостью и камнями соответственно; вторая же версия связана с религиозным подтекстом, где цветы – запретные плоды – также означают глупость.
На картине мы также читаем надпись: «Доктор, камень вынь сейчас, а зовусь я Лубберт Дас». Имя Лубберт было нарицательным и связывалось с голландскими идиомами «иметь камень в голове» (быть глупцом или безумцем), «вырезать камень» (обманывать). Примечательными на картине также является головной убор «доктора»— перевернутая воронка, а также и книга на голове монахини (этому элементу приписывают разные трактовки).
Сюжет по исцелению людей от глупости или безумия, извлекая из головы пациента камень, отражен в работах и других художников: Лукаса ван Лейдена, Яна Сандерс ван Хемессе, Питера ван Гюйс, Питера Брейгель Старшего, Питера Кваста и прочих.