Об очевидном и невероятном.
Право, не так давно, каких-то лет 30-50 лет тому назад даже подростку школьного возраста было известно, что «хороший врач — не тот, кто хорошо лечит, а тот, у кого пациенты не болеют».
Тем не менее, всё течёт, всё меняется (далеко не всегда в «лучшую сторону»). В 21 веке тенденции профилактического медицинского направления стали иными. Насколько мы отклонились от курса и как в действительности обстоят дела в секторе «профилактики» — на эту тему мы решили побеседовать с Председателем Медицинского научного сообщества, доктором Леонидом Марковичем Гудкиным.
- «Рождённому в СССР» так или иначе знакомы слова «профилактика», процедуры», «зарядка», «закалка» и так далее. Неужели в 21 веке профилактика — нечто «немодное» или «изжившее себя»?
- «Профилактика» знакома и сегодня. И, пожалуй, дело не в 21 веке или в 20м. В принципе изначально, если рассматривать явление в исторической ретроспективе, медицинский подход в разные годы и века предусматривал, кто такой, условно, «хороший доктор» — тот, у которого пациенты не болеют. Что значит «не болеют?» В первую очередь, проводятся профилактические мероприятия с пациентом.
Предлагаю рассмотреть такую аналогию. Полагаю, у многих есть автомобиль, в любом случае, базовые представление о нём имеется. Так, чтобы машина ездила хорошо, её нужно периодически — то есть не когда она сломалась — но именно периодически ездить на станцию технического обслуживания: менять масло, менять тормозную жидкость и т.д. Иными словами, делать тех.осмотр. Это и есть профилактика.
То же самое с человеком — чтобы не бороться с заболеваниями, важны профилактические действия. И у грамотных врачей и экспертов — представителей фундаментальной школы — профилактика лежала в основе медицинского подхода к здоровью человека.
И даже такой комментарий озвучу: я сам учился не так давно, каких-то 25-30 лет тому назад — и нам, ещё студентам, во главу угла ставили «Первую заповедь врача» — непосредственно ПРОФИЛАКТИКУ. То есть, где профилактика как система мероприятий поставлена на «рабочие рельсы» — там минимизируется количество заболеваний.
Та же практика Советского союза наглядно демонстрировала, как осуществлялись профилактические мероприятия, в том числе, в течение всей жизни. В частности, вот родился ребёнок — к матери приходит патронажная сестра (показывает, как пеленать, даёт рекомендации о кормлении и уходе и пр.) — то есть, и такими методами осуществляется профилактика, чтобы по незнанию или по иным причинам не сделали с молодым организмом что-то не так (не так, как положено).
Ребёнок растёт, далее попадает, например, в ясли. Что мы видим: там всегда присутствует медсестра. Равно как и в детских садах. По сути, в организациях дошкольного возраста ребёнка также осматривали медсёстры, проверяя общее состояние ребёнка. Совершенно естественно, что взгляд родителя отличается от взгляда медицинского работника, поэтому профилактический осмотр как мера также была распространён по конкретным причинам. И допустим, от взгляда медсестры в детсаду не ускользало, покраснение, может, небольшая опухоль. И уже на этом этапе заболевание сразу же клинили, фиксируя первичные признаки начинающегося заболевания и затем направляя ребёнка к врачу. Своевременное обращение к врачу сохраняет здоровье и жизнь.
Естественно, ребёнок растёт и из детского сада переходит в школу. На этом организационном уровне также существовала своя система профилактических мероприятий. Опять-таки, в каждой школе есть медицинский кабинет и медсестра (по красней мере, при СССР было именно так). Не говоря уже о плановых осмотрах и вакцинации, любая жалоба школьника на состояние здоровья тут же рассматривалась. Уже медсестра, проводя фильтрацию исходных данных, направляла или рекомендовала, к какому врачу обратиться.
Отдельно стоит анализировать подходы к обеспечению соблюдения санитарных норм и проведения профилактических мер на предприятиях, будь то заводы, цеха, фабрики, любые производства и объединения непроизводственного типа. У нас, по сути, существует огромный практический свод наработок, знаний и подходов к обеспечению безопасности жизнедеятельности, к сохранению и поддержанию здоровья сотрудника.
По факту, все грамотные специалисты-руководители понимали: если их сотрудники не болеют, значит, они добиваются больших результатов и приносят больше прибыли. Больше показатели производительности — значит, будет и больше продукции. И да, мы говорим о практике Советского союза, не о капиталистическом подходе. И тем не менее, все понимали: «В здоровом теле — здоровый дух». И чем меньше человек болеет, тем больше продукции он произведёт на благо Родины. Существовали даже поощрительные методы — вспоминается, к примеру, такая практика: кто не курит — получает дополнительно некую надбавку к зарплате… Было и такое! А сколько проводилось разнообразных мероприятий предупредительно-образовательного толка на уровне партийной организации. Не меньше активности наблюдалось и на внутреннем уровне работы предприятия — как работали с коллективом, как «заклинивали» случаи с алкоголизмом, как «предупреждали» варианты нездорового образа жизни и как поощрялись мероприятия, занятия, хобби, способствующие здоровому образу. Например, коллективные поездки за город, «на свежий воздух» или на экскурсии. Если помните, на производстве внедрялась даже такая практика, как утренняя гимнастика… Казалось бы, элементарные вещи и подходы, однако они в совокупности и составляли огромную машину, реализующую профилактические мероприятия, служившие системой создания условий, поддерживающих здоровый образ жизни и, по сути, воспитывающих здоровое поколение, здоровую нацию.
- Почему же такая полезная практика с годами «теряется» и забывается?
- Полагаю, причины прямо-таки очевидны. С одной стороны, полезная профилактическая практика «теряется», поскольку сегодня — и это моё личное экспертное мнение — сегодня произошёл переход от медицинского подхода к подходу фармакологическому. К сожалению, в большей массе работники медицинского сектора «смотрят на пациента» не медицинскими глазами, но глазами фармакологических компаний. Подход фармакологии подразумевает реализацию различных препаратов и таблеток. Но опять же, все эти медицинские препараты направлены на борьбу с симптоматикой — то есть, уже с существующими, очевидными проявлениями болезни. Иными словами, речь не идёт о предотвращении заболевания или работе с ним на ранней стадии, но конкретно о лечении, устранении или купировании симптоматики заболевшего человека. Откровенно говоря, подход фармакологии направлен на то, чтоб человек пожизненно «что-то принимал». То есть, чтобы он пожизненно был «чуть-чуть болен». «Чуть-чуть больное состояние» — это идеальное состояние потенциального клиента; полагаю, некое «искусственное состояние среды», в которой фармкомпании управляют рынком сбыта медицинских препаратов и различной продукции.
- «Быть всегда немного больным — такова правда жизни в 21 веке…
- Такой подход есть, и это — тенденция, а не досадное исключение. Честно, я искренне преклоняюсь перед выносливостью нашего организма, который десятилетиями находится в состоянии чуть-чуть болен, но при этом поддерживает жизнедеятельность, несмотря на соответствующую рыночную активность фармкомпаний.
- По сути, анализируя сausa causarum, «причину причин», мы могли бы заключить, что тактические медицинские подходы, как некая система предохранителей, как система профилактических мер, направленных на поддержание здоровья человека, чтоб он не болел — сегодня заменены бизнес-подходом?
- Абсолютно верно. И недаром сказано, «ищи, кому выгодно». Так, во времена Советского союза, было выгодно, чтобы человек был здоровым (мы не берём во внимание идеологическую составляющую, но подход к организации производства и охраны труда). Здоровый человек, работая эффективно, способен принести максимальную пользу народу, партии, Родине.
Теперь бы неплохо понять, кому сейчас выгодно массовое «чуть больное состояние человека» — выгодно той системе, в условиях которой мы сегодня и живём. Системе общества потребления, для которого состояние индивида «чуть-чуть болен» — идеальное.
- Леонид Маркович, а само по себе заявление о том, что нынче «профилактика убита и как отрасль медицинских знаний, и как практическая система поддержания здоровья человека», не является ли оно «слишком громким»?
- Совершенно нет. Любое заявление должно основываться на фактах. Прочем на фактах объективных. Достаточно, осмотревшись, поглядеть вокруг себя и сравнить два положения или две конфигурации — то, что вас окружает сегодня, и то, что было каких-то 20-30 лет тому назад. Хотя бы 20 лет назад… Я уже не говорю о более «старых» реалиях! К сожалению, общее состояние профилактики и профилактических мер — с позиции эффективности и вообще применяемости — годами падало по экспоненте. И сегодня «профилактика» находится не просто в упадке, но на уровне «плинтуса». И тут я вынужден выражаться категориями ненаучными, зато точными. Любой образованный человек может самостоятельно сравнить порядок вменения профилактических мер, скажем, на предприятии 20 или 30 лет назад и то, что происходит сегодня. И на основании фактов и объективных критериев прийти к выводу.
И больше могу сказать: в зависимости от стран и от качества медицинских и юридических положений профилактика заболеваний присутствует в той или иной степени. И, к сожалению, если анализировать состояние профилактической среды, то в данном случае экспонента пребывает в самой нижней точке — и это нулевая точка, то есть, отсутствие и тотальное пренебрежение профилактикой. В лучшем случае, делая поправку на частные инициативы, экспонента может достичь показатель 2-3%. Однако это, скорее, исключение, не имеющее отношение к общей тенденции.
Характеризуя положение «профилактических дел» в странах Европы, я бы выразился коротко: происходит «ИБД» — имитация бурной деятельности. В основе этой имитации лежит подмена понятий: как говорится, на бумаге профилактические рекомендации описываются, на практике же никто этими категориями не руководствуется. Да и зачем, если существует совершенно конкретный, десятилетиями проложенный «общепринятый курс» рекомендовать и выписывать различные медицинские препараты. И даже так называемые страховые компании, проводящие «колоссальные мероприятия», в том числе, просветительского толка, (причём страховые компании функционируют на так называемых прямых выплатах), но опять же, все эти компании направлены на борьбу с симптоматикой — с уже существующими заболеваниями, но не на их упреждение. И даже те одномоментные или частные инициативы и профилактические мероприятия, которые присутствуют, их даже сравнить нельзя по каким-либо показателям с системной профилактической машиной, которая, на самом деле, давно существует у человечества. Существует, однако о ней как будто «забыли» и отставали в сторону, «за ширму».
Нынешние реалии таковы, что системный подход отсутствует, а отдельные мероприятия в Европе — да, существуют. Но это как разрозненные фрагменты, КПД которых не сопоставимо с работой единой профилактической машины. В странах бывшего Советского союза, к сожалению, я даже не наблюдаю и этой фрагментарной практики на поле профилактики.
- Принимая во внимание тот факт, что «профилактическая системность» в современном мире отсутсвует, тем не менее, что делать отдельным лицам, не желающим быть «немного больным» и всё-таки заболевания предупреждать, а не сражаться с ними?
- В первую очередь, нужно задуматься. С этого же всё начинается. Очень важно для начала самому себе задать вопрос: «А зачем мне болеть, если это можно предотвратить?» Когда человек начинает задумываться и задаваться вопросами по существу, он, в том числе, начинает исследовать их первопричины. В частности, человек задумывается, «А как было раньше?» или «А для чего вообще придумали профилактику?» По сути, забота о собственном здоровье — это личное дело каждого человека, и как отдельно взятый индивид воспринимает здоровье и профилактику — так он, соответственно, и действует (или бездействует). В частности, одной из рекомендаций является следующее: найдите эксперта — человека, который действительно способен ответить на Ваши вопросы и показать, как вы лично можете использовать профилактику для себя — в рамках того темпа и условий жизни, которые у каждого из нас уникальны. Также существует немалый пласт литературы, причем крайне познавательной и полезной, написанной представителями фундаментальной школы — специалистами, которые на деле знают достоинства и особенности профилактической медицины. Одна из самых простых рекомендаций — найти человека, у которого можно спросить, к кому можно обратиться не за медикаментозной консультацией, но на предмет предупреждения болезней и поддержания здорового состояния (а не «рыночно-идеального»).
То есть мой совет, во-первых, задуматься, хотите ли вы болеть, а во-вторых, найти эксперта, который действительно знает и разбирается на предмет профилактических мер. Причём нередко эксперт может рассказать вам о простых и эффективных мерах — в том числе, и о таких, о которых в современных книгах вы никогда не прочтёте. Безусловно, эксперты такого рода и сами руководствуются профилактической логикой, и сами применяют эти наработки в собственной врачебной практике.
А дальше — каждый выбирает для себя.
Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.
А. Шопенгауэр
По материалам беседы с доктором Леонидом Марковичем Гудкиным, доктором клиники новый Иерусалим», Председателем Медицинского научного сообщества.
Продолжение следует!
Редакция журнала